Споры и обжалование действий ГИБДД
В процессе расследования административных дел в органах ГИБДД довольно часто возникают споры и разногласия не только между участниками ДТП, но и с сотрудниками ГИБДД.
Часто споры возникают прямо на дороге при оформлении аварии, составлении схемы места происшествия, протокола об административном правонарушении и т.д.
Затем бывают разногласия на группе разбора или дознании, водители пытаются отстоять свою правоту или другими словами - невиновность в совершении ДТП.
Поведение участников дорожного движения и деятельность сотрудников ГИБДД регламентированы Правилами дорожного движения и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Участнику ДТП или просто нарушителю для начала надо быть абсолютно уверенным в своей правоте и затем грамотно строить свою позицию защиты. Если Вы в чем-то не уверены, точно не знаете что писать в объяснении, то лучше не давать никаких устных и тем более письменных показаний, руководствуясь ст. 51 Конституции РФ, сославшись на стресс, шоковое состояние после ДТП, плохое самочувствие и т.д.
Об этом следует написать в бланке объяснения, который Вам даст сотрудник ГИБДД. Если вообще ничего не писать и не расписываться, то такое поведение будет расценено скорее как дерзость.
Например, на следующий день, в спокойной обстановке, проконсультировавшись с Автоадвокатом, можно прибыть в ГИБДД и написать грамотное объяснение об обстоятельствах происшествия, либо свои объяснения о причинах задержания по поводу какого-либо нарушения Правил дорожного движения.
Такой порядок дачи показаний в практике существует и он представляется разумным, правильным, а главное, Вы не напишите показания против себя, какими бы хорошими они Вам вначале не показались непосредственно на месте события.
Верно будет сказать, что Ваша задача на месте события в первую очередь заключается в том, чтобы точно зафиксировать обстановку места события, сфотографировать ее, дорожные знаки, разметку, запомнить что говорят другие участники события и свидетели, зафиксировать схему места происшествия, которую составят сотрудники ГИБДД - ведь Вам предложат на ней расписаться.
Конечно, подпись участника ДТП или нарушителя в протоколе об административном правонарушении или схеме осмотра места ДТП указывает лишь на то, что данное лицо ознакомилось с этим документом. Но в практике подпись участника события воспринимается как его согласие.
Поэтому всегда перед своей подписью надо отразить свои письменные комментарии, в частности, можно написать, что протоколом не согласен и по какой причине, на схеме осмотра места ДТП также написать, что зафиксированные на схеме позиции и размеры не соответствуют действительности и тут же проходатайствовать о производстве повторных замеров с указанием важных для дела обстоятельств.
В дальнейшем в группе разбора ДТП или рассмотрении материала об административном правонарушении в основу будут положены установленные и зафиксированные на дороге обстоятельства, так называемые "вещные" доказательства. В этой связи от водителя при оформлении документов требуется повышенное внимание и собранность.
Споры со вторым участником ДТП возможны, но до разумных пределов, т.к. обычно они не дают желаемого результата. Наиболее важно, приведение мотивированных доводов с представлением ясных доказательств сотруднику ГИБДД, который оформляет аварию и от которого зависят окончательные или предварительные выводы о виновности того или иного лица.
Споры с сотрудником ГИБДД не должны привести к скандалу, даже если он не прав. Надо разумно и доходчиво объяснить свою позицию.
Например, Вас обвиняют в совершении ДТП, однако, по обстоятельствам происшествия, допустим, второй участник пересек сплошную линию разметки, которая в схеме осмотра места ДТП не зафиксирована, грубо говоря - не нарисована. На данный пробел, довольно важный, надо указать сотруднику ГИБДД. В подавляющем большинстве случаев сотрудники адекватно реагируют на это замечание и устраняют такой недостаток.
Если нет - то на схеме Вам лично рекомендуется кратко написать о данном несоответствии в качестве замечания или пояснения. При таких обстоятельствах потом будет легче и результативнее обжаловать выводы и действия ГИБДД.
Другой пример. Вы проехали под "кирпич". Это не такое уж и безобидное нарушение, т.к. за него предусмотрено наказание в виде лишения права управления транспортными средствами на срок до 6 месяцев. Вместе с тем, этот дорожный знак установлен не в соответствии с ГОСТом, закрыт от обозрения рекламными щитами, листьями дерева, вообще обращен в другую сторону и т.д. Ведь на схеме органа ГИБДД будет нарисованы только проезжая часть и один знак.
В этом случае, на схеме Вам следует письменно ходатайствовать о фиксации этих ограничивающих видимость и распознаваемость знака препятствий. При определенных обстоятельствах такие действия помогут избежать административной ответственности.
Любые обстоятельства события целесообразно зафиксировать своими возможностями: фотоаппаратом, телефоном, видеорегистратором, только затем распечатать на бумажный носитель и вместе с письменным ходатайством представить в орган ГИБДД для приобщения к материалам дела.
Вывод простой:
не важно что Вы знаете и видите, имеет смысл только то, что зафиксировано в процессуальных документах правоохранительных органов.
Обжалование действий органа ГИБДД предусмотрено административным законодательством, определены условия и процедура обжалования. В связи с тем, что любая жалоба должна быть мотивирована, с приведением доказательств, иметь "вес" и значимость, желательно обратиться за помощью к Автоадвокату,
поскольку технология обжалования имеет специфику, очень далекую от понимания неподготовленного водителя. Но всегда жалоба должна быть точной и краткой с изложением сути несогласия с принятым решением, эмоциональная составляющая, как правило, не уместна.