Автоадвокат

Досудебный порядок рассмотрения споров предусмотрен практически всеми законодательными актами РФ, которые регулируют вопросы гражданских правоотношений, связанных с возмещением или компенсацией причиненных ущерба и вреда, в частности, возникших  в результате ДТП.  Это требование обозначено в Гражданском Процессуальном Кодексе РФ и Арбитражном Процессуальном Кодексе РФ. Кроме того, постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 29 января 2015 г. это же требование прописано в части урегулирования споров по ОСАГО.

Снижения нагрузки на суды

Такая процедура сделана в  целях снижения нагрузки на суды общей юрисдикции и арбитражи, поскольку из практики известно, что  разрешение подавляющего  большинства споров возможно в добровольном порядке, без вмешательства суда, надо только сторонам обуздать свои амбиции и  сесть за стол переговоров. В этой связи без производства досудебного урегулирования спора, суды попросту не будут рассматривать иски, при этом исковое заявление возвращается истцу либо  иск оставляется без движения.

Повторное обращение в суд

Указанный судебный ход не препятствует повторному обращению в суд с тем же иском после устранения недостатков, однако, потеря времени будет ощутимой.

Это означает, что истец перед направлением иска в суд должен направить ответчику досудебную претензию  или заявление в целях досудебного и добровольного возмещения ущерба, причиненного по его вине.

В данной претензии указываются основания заявленных требований, причины образования вреда, размер ущерба, доказательства суммы ущерба и предлагается порядок взаимодействия сторон по выплатам. По своей сути, такая претензия  представляет собой повторение судебного искового заявления, где должен  быть четко и ясно указан повод обращения. Не следует писать расплывчатые и неконкретные фразы. Сумму претензии желательно писать окончательную, хотя заявленные в претензии требования и не являются обязательными для иска. Сказать точнее, если сумма в претензии и в иске совпадают, то это будет указывать на стабильность и устойчивость позиции истца.

Претензии физическим лицам

Физическим лицам такие претензии направляются по почте заказным письмом, квитанция об отправке и сама претензия прилагаются впоследствие к иску для суда. Можно направить претензию  по электронной почте, но этот путь не надежен, т.к. невозможно отследить и доказать в суде факт получения претензии ответчиком. Вручение претензии лично в руки ответчику происходит крайне редко, но также возможно при условии его подписи в получении.

Претензии юридическим лицам

Юридическим лицам претензии можно направлять тоже по почте или вручить лично с приобретением на ее копии отметки в получении. Второй путь хорош тем, что сокращает сроки рассмотрения претензии.

На каждую претензию следует ожидать письменный ответ. Срок такого ожидания законом не определен, но из практики надо иметь в виду общепринятые сроки рассмотрения либо обычных заявлений или обращений 1 месяц, либо  принятые сроки  рассмотрения в данной организации, например, срок рассмотрения поданных заявлений по ОСАГО   20 рабочих дней. Поскольку срок исковой давности составляет 3 года от даты образования ущерба, то ожидание момента подачи иска в суд в рамках лишних несколько недель не играет большую роль в реализации Ваших итоговых материальных  намерений.

Часто бывает, когда страховые компании в качестве реакции на претензию доплачивают некоторую сумму в дополнение к ранее произведенной выплате, но всегда такая доплата незначительна и не лишает Вас права все таки обратиться в суд, но уже с меньшей суммой.

Фактическое  получение письменного ответа на претензию желательно, но не обязательно, достаточно иметь подтверждение о факте направления такой претензии. Свою реакцию на претензию ответчик определяет сам. Целесообразно выйти на переговоры с целью снижения суммы претензии, при этом опираясь на те или иные доводы. Ответчику только следует знать, что позиция молчания не прибавляет веса его возражениям и не устраняет проблему.

Поскольку досудебная процедура весьма деликатна и тонка, но при этом юридически обязательна, целесообразна помощь Автоадвоката, т.к. удачные прохождение  и  итог рассмотрения  претензии поможет сэкономить время и расходы обоих сторон в урегулировании любого  материального спора, в том числе с достижением нужного компромисса.

Copyright © Автоадвокат, 2018