Претензионный порядок

Досудебный порядок рассмотрения споров предусмотрен практически всеми законодательными актами РФ, которые регулируют вопросы гражданских правоотношений, связанных с возмещением или компенсацией причиненных ущерба и вреда, в частности, возникших  в результате ДТП.  Это требование обозначено в Гражданском Процессуальном Кодексе РФ и Арбитражном Процессуальном Кодексе РФ. Кроме того, постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 29 января 2015 г. это же требование прописано в части урегулирования споров по ОСАГО.

Такая процедура сделана в  целях снижения нагрузки на суды общей юрисдикции и арбитражи, поскольку из практики известно, что  разрешение подавляющего  большинства споров возможно в добровольном порядке, без вмешательства суда, надо только сторонам обуздать свои амбиции и  сесть за стол переговоров. В этой связи без производства досудебного урегулирования спора, суды попросту не будут рассматривать иски, при этом исковое заявление возвращается истцу либо  иск оставляется без движения.

Указанный судебный ход не препятствует повторному обращению в суд с тем же иском после устранения недостатков, однако, потеря времени будет ощутимой.

Это означает, что истец перед направлением иска в суд должен направить ответчику досудебную претензию  или заявление в целях досудебного и добровольного возмещения ущерба, причиненного по его вине.

В данной претензии указываются основания заявленных требований, причины образования вреда, размер ущерба, доказательства суммы ущерба и предлагается порядок взаимодействия сторон по выплатам. По своей сути, такая претензия  представляет собой повторение судебного искового заявления, где должен  быть четко и ясно указан повод обращения. Не следует писать расплывчатые и неконкретные фразы. Сумму претензии желательно писать окончательную, хотя заявленные в претензии требования и не являются обязательными для иска. Сказать точнее, если сумма в претензии и в иске совпадают, то это будет указывать на стабильность и устойчивость позиции истца.

Физическим лицам такие претензии направляются по почте заказным письмом, квитанция об отправке и сама претензия прилагаются впоследствие к иску для суда. Можно направить претензию  по электронной почте, но этот путь не надежен, т.к. невозможно отследить и доказать в суде факт получения претензии ответчиком. Вручение претензии лично в руки ответчику происходит крайне редко, но также возможно при условии его подписи в получении.

Юридическим лицам претензии можно направлять тоже по почте или вручить лично с приобретением на ее копии отметки в получении. Второй путь хорош тем, что сокращает сроки рассмотрения претензии.

На каждую претензию следует ожидать письменный ответ. Срок такого ожидания законом не определен, но из практики надо иметь в виду общепринятые сроки рассмотрения либо обычных заявлений или обращений 1 месяц, либо  принятые сроки  рассмотрения в данной организации, например, срок рассмотрения поданных заявлений по ОСАГО   20 рабочих дней. Поскольку срок исковой давности составляет 3 года от даты образования ущерба, то ожидание момента подачи иска в суд в рамках лишних несколько недель не играет большую роль в реализации Ваших итоговых материальных  намерений.

Часто бывает, когда страховые компании в качестве реакции на претензию доплачивают некоторую сумму в дополнение к ранее произведенной выплате, но всегда такая доплата незначительна и не лишает Вас права все таки обратиться в суд, но уже с меньшей суммой.

Фактическое  получение письменного ответа на претензию желательно, но не обязательно, достаточно иметь подтверждение о факте направления такой претензии. Свою реакцию на претензию ответчик определяет сам. Целесообразно выйти на переговоры с целью снижения суммы претензии, при этом опираясь на те или иные доводы. Ответчику только следует знать, что позиция молчания не прибавляет веса его возражениям и не устраняет проблему.

Поскольку досудебная процедура весьма деликатна и тонка, но при этом юридически обязательна, целесообразна помощь Автоадвоката, т.к. удачные прохождение  и  итог рассмотрения  претензии поможет сэкономить время и расходы обоих сторон в урегулировании любого  материального спора, в том числе с достижением нужного компромисса.

Смысл и принципы досудебных претензий

Споры со страховыми компаниями

Взыскание ущерба

Досудебная претензия

Претензия по КАСКО

Go to Top