Независимая экспертиза и оценка ущерба после ДТП

Независимая экспертиза и оценка ущерба после ДТП требуется только для документального подтверждения суммы ущерба и предъявления этой экспертизы в различные инстанции одновременно с требованием выплаты компенсации, чаще для страховых компаний и судов.

Законодательной базой для производства  оценочной экспертизы являются:

- Федеральный Закон об оценочной деятельности в РФ № 135 от 29 июля 1998 г.

- Федеральный Закон о внесении изменений в закон об оценочной деятельности РФ  № 157 от 27 июля 2006 г.

- Положения № 432-П и  № 433-П от 19 сентября 2014 г. о единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, которые разработаны Центробанком РФ для применения в  урегулировании страховых случаев по ОСАГО

- Ряд других методических руководств и рекомендаций различных ведомств, компетентных в этой сфере деятельности.

Наиболее распостраненные выводы, которые отражаются в оценочных экспертизах:

- стоимость восстановительного ремонта без учета износа заменяемых запчастей

- стоимость восстановительного ремонта с учетом износа заменяемых запчастей

- процент износа

- стоимость годных остатков

- рыночная стоимость автомобиля на момент ДТП

Такие экспертизы проводятся лицензированными экспертами-оценщиками, обладающими соответствующими допусками и сертификатами, поскольку эта область требует специальных познаний. К экспертному заключению должны прилагаться диплом об образовании эксперта, выписка из государственного реестра экспертов-оценщиков, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств или иного движимого и недвижимого имущества, а также копия страхового полиса о страховании данного вида деятельности. Также к экспертизе прилагаются фотоматериалы обследуемого имущества и акт осмотра, на основании которого делается расчет.

Каждая экспертиза строится на материалах, представленных заказчиком - это сам автомобиль, иное имущество, подлежащее оценке, справка органа ГИБДД или дознания, копии заказ-нарядов на ремонт и многое другое, что может потребоваться эксперту для изучения и оценки стоимости поврежденного имущества.

Оценочные экспертизы бывают 2-х видов: с осмотром поврежденного автомобиля и без осмотра по представленным документам.

Экспертизы с осмотром автомобиля осуществляются экспертом путем визуального наблюдения повреждений, с полной или частичной разборкой узлов и механизмов, выявления и фиксации повреждений письменным способов в акте осмотра,  фотографированием или с применением иных спецсредств. На основании полученных документов и материалов делается расчет ущерба. В практике задача заинтересованного лица или Автоадвоката сводится к контролю за тем, чтобы экспертом был задокументирован весь объем имеющихся повреждений, в связи с чем при осмотре автомобиля желательно занять довольно активную позицию. С помощью подачи телеграммы целесообразно вызвать на осмотр вторую сторону в целях избежать возможных споров в будущем.

Экспертиза по документам, что широко практикуется при судебных рассмотрениях дел, производится по трем первоисточникам: свидетельство о регистрации транспортного средства или ПТС, акт осмотра, выполненный другим экспертом или страховой компанией, справка органа ГИБДД или дознания ОУВД, при наличие самого автомобиля не требуется. В этом случае телеграммы не направляются, виновник ДТП не уведомляется.

Однако, чаще всего споры между сторонами происходят не по объему и характеру повреждений, а в части сделанного расчета суммы ущерба, даже независимо от того, присутствовал виновник ДТП на осмотре или нет. Введение Центробанком РФ единой методики расчета ущерба по ОСАГО до конца не решает этих проблем, т.к. определение некой средней величины стоимости запчастей и выполненных работ в необъятном пространстве рыночных предложений крайне затруднительно.

Кроме того, вышеуказанная методика требует периодических обновлений и анализа рынка, а точнее 1 раз в 6 месяцев, к слову сказать, что наиболее достоверным считается расчет в рамках 14 дней после очередной корректировки.

По этой теме задача Автоадвоката представляется наиболее сложной, поскольку в суде надо донести наиболее выгодную для клиента оценку. Один из способов - назначение судебной оценочной экспертизы в ходе рассмотрения дела. Также можно подтвердить заключение эксперта предоставлением документов на фактически проведенный ремонт. Либо детально проанализировать позицию второй стороны, обнаружить в ней различные погрешности и неточности и путем подачи соответствующего ходатайства убедить суд в правильности и достоверности позиции клиента.

По этому поводу в Автоадвокате существуют некоторые методики, успешно применяемые в судебных процессах.

Автомобиль в розыске

Оспаривание оценочной экспертизы

Go to Top